«ЕВАНГЕЛИЕ. Слово Господа так твердо и неизменно, что Им держится весь мир – видимый и невидимый – мир Ангельский и человеческий. Потому и слово Евангелия так твердо, что удобее небу и земли прейти, нежели йоте единей или черте единей погибнути от закона (Ср.: Лк. 16:17). Все, что сказал Господь в Евангелии, так истинно и так твердо, что небо и земля скорее могут прейти и исчезнуть, чем слова Господни, сказанные в Евангелии. – Чудно же Слово Божие! И смотрите, как истинно Слово Господа: вот уже девятнадцатый век от вознесения Христова на небо, а Слово Его пребывает твердо и неизменно, оживляя сердца наши, просвещая умы наши, исполняясь в обетованиях и пророчествах Своих. И будет существовать и оживлять души человека до скончания века (Мф. 28:20)» [8, 96].
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
Предисловие
В 2009 году Русская Православная Церковь молитвенно отметила 100-летие преставления святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и 200-летие Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Имя великого молитвенника, замечательного проповедника, пастыря-благотворителя праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1909) золотыми буквами вписано в историю нашей Академии, которую он окончил в 1854 году. Его дневник «Моя жизнь во Христе» стал одним из лучших произведений духовной литературы в русском богословском наследии XIX века. Он наполнен размышлениями, родившимися из личного опыта прохождения по евангельскому пути.
Святое Евангелие было особенно дорого Кронштадтскому пастырю. Священное Писание Нового Завета было для него не отвлеченным учением, а конкретной жизнью во Христе. Бесценный духовный опыт святого пастыря особенно необходим сегодня.
Сборники святоотеческих толкований на тексты Священного Писания, называемые «катены», пользовались особым авторитетом у христиан еще в древней Церкви. В них включали многочисленные комментарии святых отцов, расположенные последовательно стих за стихом на каждую Книгу Библии. Нам известны знаменитые экзегеты – свт. Иоанн Златоуст, блаж. Августин, блаж. Феофилакт Болгарский. Праведный Иоанн Кронштадтский не писал специальных трудов по истолкованию Священного Писания, но в его трудах – дневниках и проповедях – содержатся многочисленные мысли на различные места Писания, особенно много на Евангелие. До сих пор они были как бы сокрыты в ряду других мыслей отца Иоанна. Настоящий труд впервые открывает нам всероссийского пастыря как экзегета. Составители постарались включить в сборник все фрагменты из дневников разных лет отца Иоанна, помогающие понять смысл Евангелия от Матфея.
Современное общество ждет от Церкви слово живой проповеди, раскрывающей самые глубины Евангелия. Записи святого праведного Иоанна Кронштадтского, без всякого сомнения, помогут современному читателю понять Евангелие и принять его всей своей жизнью. Слово праведника, обретшее силу в горячей молитве, согреет и сердца будущих пастырей, поможет открыть людям, вверенным их духовному попечению, тайны Царствия Божия.
Ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, епископ Гатчинский Амвросий
Глава 1
Мф.1:20. «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»
«Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудрости являет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей – храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно – там, на небе» [1, 61].
Мф.1:21. «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
«Надежда христианская есть надежда наша на Христа и на вечное блаженство, обещанное нам Христом. Он край желания нашего: Той спасет люди Своя от грех их [Мф. 1:21]. «Рад бы в рай, да грехи не пускают»,– говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде, как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил крестом и смертью Спаситель наш Иисус Христос и отверз кающимся рай Божий. В том и будем стоять, чтобы научить, как надеяться на Христа, потому что не всякая надежда есть христианская, истинная, спасительная. Мы покажем свойства христианской надежды: основательность, твердость и полноту ее и те признаки, по коим можно знать, есть ли в нас христианская надежда; покажем, что надежда христианская дышит молитвою как воздухом, поддерживается и укрепляется животворящими Тайнами, чтением или слушанием Слова Божия и писаний св. отцов, собственными добрыми делами каждого. Здесь мы раскроем, что так как христианин есть существо свободное и разумное, сотворенное по образу и подобию Божию, но притом падшее (по своей воле) или удалившееся от Бога чрез беззакония, то должен сам, чрез веру, надежду и любовь, приближаться к своему Первообразу. Посоветуем всякому христианину рассмотреть тщательно: что в нем составляет собственно человека богоподобного и бессмертного, попросим обратить внимание на свое сердце, прислушаться к его требованиям, весьма часто обнаруживающимся пред сознанием человека, и удовлетворять им безотлагательно. Сердце наше требует веры в Бога и соединения с Ним, в Коем находит покой и блаженство, но оно и прельщается, по действию духа темного и прирожденной порче, всеми земными благами, которые не составляют его покоя, жизни и блаженства, а одну скорбь и тугу. Соединить это сердце верою и надеждою со Христом – вот последнее желание наше при беседах с вами о надежде; прервать надежду вашу на земные блага: на людей, на почести, на богатство, на удовольствия чувственности – вот наше единственное желание. Мы утопаем в грехах и часто унываем, отчаиваемся, погибаем от множества их; обратить взоры всех на надежду нашу – Христа Спасителя – во всех грехах, во всех скорбях, во всех превратностях жизни, счастья и несчастья, показать, что Он есть Бог кающихся и Спас согрешающих, – вот наше желание. Показать во Христе – нашу жизнь, наше блаженство, наш свет, наше богатство, пищу, питие, все, и всю жизнь научить всех стремиться к Нему, как к краю всех наших желаний, – вот чего мы больше всего желаем. Иисус – Источник всегда живой. Я желал бы вас довести до того, чтобы каждый из вас от сердца называл Иисуса своим Иисусом, своим Спасителем. Не дай Бог, чтобы нам пришлось восклицать: Господи! кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? [Ин. 12(Ис. 53:1)]» [5, т. 2, 521].