Святой праведный Иоанн Кронштадтский и всея России чудотворец родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского причетника (дьячка) Илии Михайловича Сергиева и его жены Феодоры 19 октября 1829 года, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. Дед отца Иоанна был священником, так же как и большинство предков по отцовской линии на протяжении, по крайней мере, 350 лет.
Родители отца Иоанна были людьми простыми и глубоко верующими. С самого раннего детства они приучили сына к молитве и церковному благочестию. За советами к матери, прожившей долгую жизнь, отец Иоанн обращался и тогда, когда стал знаменитым пастырем.
Отрок Иоанн не раз удостаивался чудесных явлений. Однажды ночью он увидел в комнате необычный свет, и среди света — Ангела в небесной славе, который назвался его Ангелом Хранителем.
С шестилетнего возраста Иоанн начал учиться грамоте, а в десять лет был отвезен отцом в Архангельское приходское училище. Однако учение, несмотря на усердные занятия, первое время никак не давалось мальчику. «Ночью, — вспоминал впоследствии Батюшка, — я любил вставать на молитву. Все спят, тихо. Не страшно молиться, и молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды, был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе. Никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, и — о счастье! — читать стало гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все помнил, но хоть сейчас и рассказать могу… В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успевал я в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в Семинарию».
В 1851 году, с отличием окончив семинарский курс, Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную Академию на казенный счет. В том же году скончался его отец. Обучаясь в Академии, Иоанн исполнял должность письмоводителя и свое небольшое жалование отсылал осиротевшим матери и сестрам.
Столичный город и Академия не изменили Иоанна: он оставался так же религиозен, сосредоточен на внутренней жизни. С детства кроткий и тихий, он проводил все свободное время за чтением книг, сторонясь всяких развлечений.
Заканчивая курс Академии, отец Иоанн намеревался принять монашество и ехать миссионером в Китай, Северную Сибирь или в Америку. Но он видел, что и в столице и ее окрестностях очень много работы истинному пастырю стада Христова. Он молился, чтобы Господь разрешил его сомнения, и увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном соборе. Приняв этот сон за откровение от Бога и указание пути, он отказался от преподавательской деятельности в стенах Академии, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия.
Вскоре Иоанну Сергиеву предложили должность священника Андреевского собора в Кронштадте. Когда Иоанн впервые вошел в Андреевский собор, то был поражен тем, что именно этот храм с необыкновенной ясностью он видел во сне. Тогда он понял, что Сам Бог назначил ему священствовать в этой церкви. Иоанн вступил в брак с дочерью протоиерея К.П. Несвицкого из Кронштадта, Елизаветой Константиновной, и 12 декабря 1855 года епископом Ревельским Христофором был рукоположен в священники. Здесь, в Кронштадте, в течение 53 лет и протекала вся последующая жизнь отца Иоанна.
За первой Литургией молодой священник обратился к своей пастве с такими словами: «Сознаю высоту моего сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство, но уповаю на благодать и милость Божию… Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана… Это — любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия и сестры мои…» Отец Иоанн считал, что если Церковь — «наилучшая, нежнейшая духовная мать наша», то «священник должен быть носителем и выразителем духа материнской любви ее к мирянам». При первом же знакомстве со своей паствой он увидел, что здесь перед ним открывается не меньшее поле для плодотворной пастырской деятельности, чем в далеких языческих странах. Кронштадт в то время был местом высылки из столицы убийц, воров и прочих уголовных преступников. Кроме того, там было много чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, в основном, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали, пьянствовали. «Темнота, грязь, грех, — писал современник, — здесь даже семилетний становился развратником и грабителем». Среди таких людей и начал дивный подвиг самоотверженного пастырского делания отец Иоанн. «Нельзя смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, — учил он, — потому что Божий образ в нем все-таки сохраняется». Эта среда, которая для обыкновенного работника стала бы бесплодной каменистой пустыней, для отца Иоанна оказалась плодоноснейшим виноградником. Он приходил в землянки и подвалы не на 5—10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, он оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, плакал и радовался вместе с ними.
С первых же шагов он заботился и о материальных нуждах бедноты: сам отправлялся в лавочку за провизией, в аптеку за лекарством, за доктором. Уходил он из этих жилищ всегда радостный, умиленный, с твердой верой в милосердие Божие и надеждой, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается иногда домой босой и без рясы. Не раз прихожане приносили матушке обувь, говоря ей: «Твой отдал свою кому-то, придет босым».
Раздавая все до последней копейки, он обрекал на крайнюю нужду и себя, и жену. По согласию с супругой он всю жизнь оставался девственником, живя с ней как с сестрой. «Я священник, я принадлежу другим, а не себе. Счастливых семей и без нас, Лиза, достаточно, а мы должны посвятить себя на служение Богу», — сказал он ей после свадьбы. С помощью Божией матушка Елизавета разделила с отцом Иоанном этот нелегкий и редкий подвиг девства на всю жизнь. Отец Иоанн нежно любил свою супругу, и она всем, чем могла, помогала ему нести крест пастырского служения, делила с ним радости и горе.
Удивительны заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые сотнями приходили в Кронштадт. Однажды в городе Вознесенске Херсонской губернии восьмилетняя девочка умирала от дифтерита. Она была из немецкой семьи, исповедующей лютеранство. По совету православных знакомых послали вечером телеграмму отцу Иоанну. Девочка, проснувшись утром, рассказала, что к ней приходил некий священник, и описала его наружность. Вскоре она совершенно выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: «Вот этот самый приходил ко мне, подошел к моей кровати и сказал: «Будешь здорова!»». Сотни подобных случаев помощи Батюшки Иоанна опубликованы в посвященных ему книгах.
Духом Святым отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен километров; ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Однажды, служа Литургию в церкви московского военного учреждения, отец Иоанн неожиданно подошел к одному офицеру и, не сказав ни слова, поцеловал его руку. Молодой офицер, и не помышлявший тогда о священстве, впоследствии стал святым подвижником, Оптинским старцем Варсонофием.
Подобно великим российским святым, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался несколько раз посещений Самой Пресвятой Владычицы Богородицы, описанных им в своем дневнике.
Вся верующая Россия знала о великом и дивном чудотворце. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек. В 1883 году в газете «Новое время» появилось «Благодарственное заявление», подписанное десятками людей. Оно гласило:
«Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора в городе Кронштадте отцу Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжких болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас исцелить медицинская помощь, хотя некоторые из нас подолгу лежали в больницах и лечились у докторов… Некоторые из нас чудесно исцелились и от немощей нравственных, бесповоротно увлекавших их на путь порока и погибели, и теперь, укрепленные столь явным знаком Божиего к ним милосердия, почувствовали силы оставить прежнюю греховную жизнь…
Считая особенно полезным для назидания многих в наше маловерное время сообщить во всеобщее сведение о таком видимом проявлении неустанно пекущегося о греховном человечестве всеблагого Промысла Божия, признаем неуклонным долгом перед лицом всех заявить свою глубокую благодарность столь много помогшему преподобному отцу протоиерею, прося его и на будущее время не забывать нас, грешных. Вместе с тем, стараясь твердо памятовать сами, сообщаем и для других единственный преподанный нам многодостойным пастырем-исцелителем при наших к нему обращениях высоковрачующий спасительный совет жить по Божией правде и как можно чаще приступать ко Святому Причастию».
«Благодарственное заявление» было опубликовано 20 декабря — ровно за четверть века до кончины праведного пастыря, именно в тот день, который впоследствии стал днем памяти святого Иоанна Кронштадтского.
Надо только представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его подвига. Обычно он поднимался очень рано, в 3 часа утра, он молился, готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов отправлялся в собор к утрене. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом Литургии была исповедь. Из-за огромного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна им была введена, по необходимости, общая исповедь. На всех участников и очевидцев она производила потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5000 человек, всегда бывал полон, и причащение из нескольких Чаш продолжалось нередко более двух часов.
Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания, во время «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепросвещающего Духа Божия». Эти записи составили замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». Эта книга, переведенная на несколько языков, стоит в одном ряду с вдохновенными творениями подвижников веры и благочестия. Кроме того, вышло несколько томов проповедей отца Иоанна. Все его сочинения — свидетельство того, как жил великий праведник, и сокровищница духовного опыта для всех, желающих идти путем спасения в Православной Церкви.
Отец Иоанн часто путешествовал по различным городам России и везде был желанным гостем. Тысячи людей встречали его, желая получить его благословение, помолиться вместе с ним. Слава его была поистине всенародна: портреты и фотографии Кронштадтского пастыря можно было встретить в крестьянских избах в самых отдаленных краях России. Отец Иоанн был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей и монастырских подворий. Каждый год летом отец Иоанн посещал свою родину — Суру. Заботясь о родном крае, он основал здесь женскую обитель во имя святого апостола Иоанна Богослова, воздвиг в Суре благолепный каменный приходской храм во имя святителя Николая Чудотворца, построил здание для церковноприходской школы и многое другое.
Отец Иоанн присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Таин и Таинства Елеосвящения, Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не предал душу Богу.
В то же время отцу Иоанну приходилось терпеть множество клевет и прямых оскорблений, которыми его осыпала либеральная пресса. Кронштадтский проповедник неустанно обличал богоотступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали государство. Великий молитвенник и печальник Русской земли, отец Иоанн провидел страшные последствия разъедающей русское общество крамолы безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, — то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у русского народа, — конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Любовь к родной земле, стоящей на грани великих потрясений, запечатлена в молитвенных воздыханиях отца Иоанна: «Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг– болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, – поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет – Святое Причастие». И он приобщался по-прежнему каждый день. «Сила моя физическая истощилась, — писал он в своем дневнике, — зато дух мой бодр и горит к возлюбленному моему Жениху, Господу Иисусу Христу… Что воздам Тебе, Господи, яко Ты даровал мне милость родиться и воспитаться в Православной вере и Церкви и в дорогом неоцененном Отечестве, России, в которой издревле насаждена Православная Церковь. Благодарю и славлю Тебя, как могу, по благодати Твоей!»
9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю Литургию в Андреевском соборе. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его. Отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил понемногу святую воду, привезенную из источника преподобного Серафима Саровского.
Угоднику Божию был открыт день его кончины. Когда вечером 17 декабря приехала матушка Ангелина, игумения основанного им Иоанновского монастыря в Петербурге, он спросил: «Какое число сегодня?» — «Семнадцатое», — ответила она. «Значит, еще три дня», — сказал отец Иоанн, как будто про себя.
Ранним утром 20 декабря он последний раз причастился. Дыхание его становилось все тише и тише. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души. Когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди… Так, мирно и безмятежно, великий пастырь предал свой дух Богу.
Большой колокол Андреевского собора оповестил кронштадтских жителей о великой утрате. На другой день в квартире усопшего совершили панихиду, после чего тело отца Иоанна под печальный звон колоколов всех городских церквей перенесли в кафедральный собор. В течение целого дня и ночи народ непрерывно шел прощаться с любимым пастырем. Затем гроб с телом отца Иоанна был перенесен из Кронштадта в Петербург, в Иоанновский монастырь. Епископ Архангельский Михей с сорока священниками и диаконами отслужили парастас, а затем петербургские жители целую ночь прощались со своим молитвенником. Утром 23 декабря митрополит Петербургский Антоний отслужил Литургию, в конце которой известный проповедник и будущий новомученик протоиерей Философ Орнатский произнес проникновенное слово. После умилительного отпевания, в котором приняли участие около 60 священников и 20 диаконов, и трогательного последнего прощания гроб с телом почившего праведника был торжественно погребен в небольшом подземном храме-усыпальнице, освященном во имя пророка Илии и царицы Феодоры — небесных покровителей родителей отца Иоанна.
Над местом погребения было сооружено мраморное надгробие, на нем лежало Святое Евангелие и резная митра, под которой горел неугасимый светильник. Святейший Синод постановил ежегодно в день кончины отца Иоанна, 20 декабря, совершать во всех храмах Литургии и панихиды.
Чудеса и духовная помощь на месте упокоения отца Иоанна не прекращались после его кончины. В монастырь на Карповку стекались тысячи паломников, чтобы помолиться, попросить помощи или воздать благодарение отца Иоанну, который осознавался церковным народом как святой, праведник и чудотворец. Даже в годы гонений на Церковь верующие приходили к стенам закрытой обители и молились своему заступнику.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память его установлено совершать 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.