18 апреля — День памяти священномученика Николая Симо, настоятеля Крестовоздвиженской церкви — Собор Владимирской иконы Божией Матери

18 апреля — День памяти священномученика Николая Симо, настоятеля Крестовоздвиженской церкви

18 апреля 2021 года во Владимирском соборе и в храме Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Кронштадта почтили память священномученика Николая Симо, настоятеля Крестовоздвиженской церкви с 1921 по 1931 гг.

 

Николай Адамович Симо родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге (ныне г. Курессаре) Эстляндской губернии в семье священника. В возрасте 12 лет окончил немецкую гимназию в г. Юрьев и поступил в Рижское духовное училище. Через год отец священномученика, Адам Симо, был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.

Окончив в 1891 году по первому разряду училище, Николай Симо продолжил получать образование в Рижской духовной семинарии. В 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

Окончив семинарию в 1897 году молодой Николай обвенчался с дочерью священника Павла Панова, Лидией. В этом же году он был рукоположен в сан священника и занял место отца, которого перевели служить в Гатчинский Павловский собор. Здесь он прослужил до 1902 года.

Через некоторое время после назначения о. Николай начинает хлопоты по постройке в Кронштадте отдельного храма для эстонского прихода.

Вскоре дело с постройкой церкви приняло такой оборот, которого никак не мог ожидать ревностный эстонский священник, окормлявший православную эстонскую общину в Кронштадте. Господь Бог, «с вышних призираяй» и «убогия приемляй», видя усердные старания Своего пастыря и бедственное положение эстонцев, послал свыше Свою божественную помощь. Кронштадтский благотворитель и купец Николай Андреевич Туркин, по благословлению о. Иоанна (Кронштадтского) приобрел для Кронштадского эстонского общества бывшую английскую каменную церковь с трёхъярусным домом и садом за 9 тысяч. А 1 декабря 1902 года произошло знаменательное событие в жизни маленького эстонского прихода численностью 800 человек: в этот день св. праведный Иоанн Кронштадтский совершил иерейским чином освящение бывшей англиканской церкви, переданной православной общине эстонцев г. Кронштадта и названной в честь Воздвижения Креста Господня.

После дел, требовавших немалых хлопот, как-то: обустройство храма, открытие школы и пр., о. Николай посвятил себя всецело служению у престола Божия. Какое-то время он совершал богослужения каждый день, что по тем временам было явлением редким и исключительным. Вероятно, в этом он последовал примеру всероссийского пастыря св. прав. Иоанна Кронштадтского, храм которого находился в непосредственной близости к Крестовоздвиженской эстонской церкви. Молитвенная жизнь и необыкновенное боголюбие этого светильника веры невольно заражали и вызывали глубокий отклик в душе иерея Николая, ставшего священнослужителем по зову сердца, а не только в силу преемственности или из соображений материальных выгод.

Не только храм Божий и людей, близких по духу, любил о. Николай ровной, не показной и бескорыстной любовью. Он умел как-то спокойно смотреть даже на тех, кто причинял ему неприятности и неудобства, не теряя при этом невозмутимости духа и христианской к ним расположенности. В нем не было порывистости, вспыльчивости. Он был чужд той мелочной себялюбивости, которая заставляет человека болезненно нервничать при любых посягательствах на свое «я».

Помимо приходской деятельности о. Николай, как и все священники того времени, много трудился на поприще религиозного просвещения. Так, с 1900 года он состоял законоучителем Кронштадтской школы при таможне, а также преподавал Закон Божий в городской эстонской церковно-приходской школе, являясь одновременно ее руководителем. Прилагал усилия эстонский пастырь и в борьбе с распространенным в России и губительным пороком пьянства. В 1907 году он был назначен членом комитета Кронштадтского Попечительства о народной трезвости, а двумя годами раньше стал руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского общества трезвости. Во внимание к понесенным трудам на благо отечества о. Николай 6 мая 1915 года был представлен к ордену св. Анны 3 степени.

В 1910 году семью Симо постигло большое горе — после продолжительной болезни скончалась матушка о. Николая Лидия Павловна. На руках у 35-летнего вдовца-священника осталось трое детей: семилетний сын Николай и две дочери, старшая Елена (ей исполнилось 5 лет) и младшая трехгодовалая Мария. Отец Николай остался без помощницы с тремя малолетними осиротевшими детьми. Крест пастырского служения, требующий от человека подвига жертвенной любви, стал для него еще тяжелее. Нелегкое будущее ожидало о. Николая впереди. Скорбь об утрате любимого человека, забота о детях, одиночество, — и все это при неустанных заботах о пастве.

Однако трудности многомятежной жизни не только не сломили души о. Николая, но и укрепили дух этого ревностного служителя Церкви Христовой. В 1917 году на общем собрании прихожан он был избран третьим священником Андреевского Кронштадтского собора. Этот шаг был продиктован, вероятно, сложностями революционного времени. Верующие люди собора давно обратили внимание на трудолюбивого и скромного эстонского пастыря, и, когда возникла необходимость, пожелали видеть его своим духовным отцом. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея. А когда в 1923 году собор остался без настоятеля, то правящий архиерей назначил протоиерея Николая Симо настоятелем знаменитого храма, в котором некогда служил великий российский праведник св. Иоанн Кронштадтский. Тогда же эстонский пастырь был назначен благочинным всех храмов Кронштадта.

Это назначение во многом и определило его мученическую кончину. поскольку новые властители лютой ненавистью ненавидели св. праведного Иоанна Кронштадтского — их грозного обличителя, — а храм, где он прослужил более полувека, считали центром черносотенной пропаганды и оплотом антисоветской монархической агитации.

Первоначальный арест последовал в марте 1921 г. Тогда о. Николай был взят по подозрению в участии в Кронштадтском мятеже. Однако через две недели его выпустили ввиду отсутствия состава преступления. Вторично он был арестован 14 октября 1930 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Все сфабрикованные обвинения были фальшивками, необходимыми для расправы с «врагами революции». Отец Николай держал себя на допросах твердо и непреклонно: виновным себя ни в чем не признавал и категорически отвергал политическую связь с какими бы то ни было лицами, арестованными по этому делу. 13 апреля 1931 года выездной сессией коллегии ОГПУ протоиерей Симо Николай Адамович был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

Согласно документу УФСБ по Санкт-Петербургу от 9 октября 2000 года за № 10/2-1896 н/с, 18 апреля 1931 года этот приговор, увенчавший эстонского протоиерея славой мученика Церкви Христовой, был приведен в исполнение.

Священномучениче Николае, моли Бога о нас!