Страницы истории — Собор Владимирской иконы Божией Матери

Страницы истории

  • Остров Пресвятой Богородицы
  • Владимирская икона Божией Матери – главная святыня России
  • Архитектурная жемчужина
  • История храма
  • Воинствующее безбожие
  • Возрождение
  • Хроника восстановления
  • 1 декабря 1998. Назначение. 20 лет трудов и молитв
  • Всем миром
  • Благотворители

Часть I

Остров Пресвятой Богородицы

Остров Котлин на Руси был известен издавна – низменный, поросший сосновым лесом, расположенный в Финском заливе в 7 километрах от устья Невы. В болотистых неприветливых местах этих были жилища финно-угорские племен вперемешку со славянскими поселениями. Входили земли устья Невы в состав Новгородской республики, а затем, во времена Ивана Грозного, вошли в состав Русского государства.

По условиям мирного Столбовского договора (1617 год) земли вокруг Финского залива и остров Котлин отошли Швеции. Таким образом, Россия лишилась выхода к морю, и её внешняя торговля попала под контроль шведов. Пётр I начал Северную войну, чтобы возвратить России исконно принадлежавшие ей земли, открыть путь к морю и освободиться от зависимости от Швеции.

 

Весной 1703 года на одном из многочисленных островов дельты Невы было построено и освящено крепостное сооружение с храмом в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, так родился город Святого Петра – Санкт- Петербург, будущая блистательная столица Российской Империи. Необходимо было решать задачи обороны нового города от врага. И в октябре 1703 года Пётр лично производит обследование акватории Финского залива и устья Невы, промеряет глубины и повелевает к весне 1704 года построить возле острова Котлин крепостное сооружение – форт, который должен защищать проходящий рядом судоходный фарватер от шведских кораблей.

К маю 1704 года работы были завершены. Седьмого (18) мая 1704 года состоялось освящение форта, названного Кроншлотом. 

Присутствовавший на молебне Государь вручил полковнику Тимофею Трейдену список с Владимирской иконы Божией Матери, повелев «держать оборону сего места с Божией помощью, аще случится, до последнего человека».

Образ этот был написан по распоряжению государя Петра I и освящён 27 мая 1703 года, то есть, за год до появления на острове Котлин. Уже 9 июля того же года явила Богородица через образ свой первое чудо. От острова Котлин до Швеции – 12 часов хода под парусом. Утром 9 июля защитники форта увидели на горизонте шведские корабли. И хотя русские войска были малочисленны, флота, пригодного для ведения боя, и вовсе не было, но шведская эскадра, тем не менее, прокрейсировав месяц вокруг острова, так и не решилась высадить десант на берег и вступить в бой. К следующему, 1705 году и сам остров Котлин, и земли за ним стали уже неприступными для Швеции. Крепость Кронштадт, осиянная Богородицей, встала на защиту северных границ России.

Vladimirskaya3

Первым православным храмом на острове Котлин стала полотняная палатка передвижной полковой церкви. Первый Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери был построен около 1727 года. Имеющиеся в архивах метрические книги датируются 1732 годом. Храм неоднократно перестраивался и поновлялся. В 1874 году, во время самого большого в истории Кронштадта пожара, деревянная церковь сгорела, но икона в бронзовом киоте осталась невредима. Для неё была построена временная деревянная церковь, а взамен сгоревшей началось строительство величественного каменного храма, рассчитанного на 1000 человек.

В 1880 году каменный храм был освящён, и местночтимый чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери занял своё почётное место с правой стороны иконостаса. Множество прихожан поверяли Пречистой Деве свои скорби перед ней, Владимирской, возносили молитвы, получали утешение и помощь. Носили святой образ по домам болящих и увечных. Благословляли им на бой, которых у прихожан – служащих Кронштадтской крепости, было много.

XX век в Кронштадте начался бурно, предвещая многие страдания и великие скорби всему русскому народу. Пришедшие к власти богоборцы и храморазрушители сняли с икон серебряные и золотые ризы, запретили крестные ходы и колокольный звон, требы и молебны вне храмов, изучение слова Божия вне проповеди или группой.

Но образ являет чудеса и в эти сложные времена. Как мера борьбы с «религиозным дурманом» властями было запрещено совершать требы и молебны вне церковных стен. Категорически нельзя было выносить из храма церковное имущество, в том числе и иконы. Но летом 1930 года приходской совет Владимирского собора обратился к кронштадтским властям с просьбой разрешить выносить чудотворную икону на квартиры к болящим для совершения молебнов – и получил согласие! Это ли не чудо?! А ведь за несколько месяцев до этого властями ставился вопрос о закрытии Храма за проведение крестного хода в престольный праздник без согласования, хотя для крестного хода в пределах ограды такого согласования и тогда не требовалось!

Несмотря на активное сопротивление прихожан Владимирского Собора, 16 февраля 1931 года Храм был закрыт, имущество описано и передано по решению ликвидационной комиссии различным организациям. Но, вновь чудо! На момент закрытия Храма не оказалось среди икон той чудотворной Владимирской, снискавшей любовь и почитание кронштадтцев, что дарована была Петром I защитникам острова, что хранила эту землю от врагов, вселяла в сердца надежду, укрепляла веру. Видимо, ушла она из Храма перед его закрытием, чтобы до времени храниться под спудом и во благовремении вновь явиться на острове, который она хранила более двух веков.

Только в конце 1990 года вновь зазвучала молитва на Кронштадтской земле. Вновь созданному приходу передали в пользование руины Владимирского собора и небольшое помещение в расположенном рядом жилом доме – бывшем доме причта.

Для укрепления Веры послан был кронштадтцам список с чудотворной иконы. Восьмого сентября 1997 года благочинный протоиерей Александр Швец, поздравляя настоятеля Храма отца Владислава Клановца и верующих с престольным праздником, вручил им подарок – Владимирскую икону Божией Матери, аналойный образ, подаренный в 1909 году прихожанами Владимирского собора своему старосте в память о долголетнем служении. Накануне и в день празднования иконы Божией Матери «Державная» 14 и 15 марта 1998 года обретённая икона замироточила, заблагоухала, а возле здания Владимирского собора все бывшие на Литургии увидели бело-золотой поток света, высоким столпом уходящий в небо. Благоухала икона ещё раз на Успение 1999 года, укрепляя прихожан в Вере…

В четверг на Страстной седмице Великого поста 2007 года икона исчезла, чтобы вновь чудесным образом возвратиться в Храм 2 января 2009 года – в день 100-летия блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Часть II

Владимирская икона Божией Матери – главная святыня России

По общему верованию наших предков, Владимирская икона была написана евангелистом Лукою ещё при земной жизни Богородицы на крышке стола, за которым трапезовало Святое семейство: Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Когда апостол Лука принёс эту икону Деве Марии, Она, увидев Своё изображение, повторила, перефразировав, пророчество Елизаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди, – и прибавила – Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет». В 450 году, при императоре Феодосии Младшем, икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх послал её Юрию Долгорукому в Киев, где её поместили в Вышгороде, в девичьем монастыре.

Сын Юрия Долгорукого – князь Андрей Юрьевич, прозванный позднее Боголюбским, уезжая на княжение в северные русские земли, взял икону с собою с целью утвердить с её помощью новый центр русских земель. Икона сама избрала себе место нахождения. Проезжая через Владимир, лошади, везущие икону, встали, и ни понуканиями, ни кнутом нельзя было заставить их сдвинуться с места. Для иконы во Владимире за два года был построен большой каменный Успенский храм. С той поры образ стал именоваться Владимирским, а Владимир становится новым центром русских земель.

В 1395 году икону перенесли в Москву, после чего значительно ускорился процесс объединения русских княжеств и укрепление и возвышение Московского княжества, создавшего государство, существующее и в настоящее время. Пресвятая Богородица по молитвам русского народа перед иконой Ее не раз, в 1395, в 1408, в 1451 и в 1521 году, спасала Москву и Московское княжество от разорительных татарских набегов.

Но главное своё чудо, после которого за Владимирской иконой по праву закрепилось звание не только иконы-собирательницы земель, но и иконы-хранительницы суверенитета, независимости Руси, а потом и России, стало чудо, явленное в 1480 году во время так называемого «Великого стояния на реке Угре», когда несметное войско хана Ахмета не дерзнуло напасть на малочисленные русские полки, а, напротив, вдруг развернулось и помчалось прочь без оглядки, паникуя и трепеща от страха. А Пресвятая Богородица с Владимирской иконы, изображённой на хоругвях, молча смотрела им вслед.

Вплоть до 30-х годов прошлого века икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Перед ней великие Московские князья принимали присягу на верность у своих подданных, перед ней венчались на царство все Государи Российские. После закрытия храмов Кремля икона была передана в Третьяковскую картинную галерею, где без молитвенной жизни пребывала вплоть до 2 октября 1993 года, когда вновь над Россией нависла тень раскола, смуты, гражданской войны. Икона была перенесена в Елоховский Богоявленский собор, и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с народом коленопреклоненно молился перед святым образом о спасении России. Тогда, в 1993, всё обошлось малой кровью…

Сейчас икона, написанная апостолом Лукою, находится в церкви Святителя Николая в Толмачах. Церковь эта, хотя и является частью Третьяковской галереи, живёт активной молитвенной жизнью, и всякий, приехавший в Москву, может помолиться перед этим святым образом Царицы Небесной. По всей Руси, по всему православному миру разошлись списки с этой чудотворной иконы. Многие списки сами явили чудеса и получили собственные имена. Владимирская-Ростовская не горела в огне, Владимирская-Оранская останавливала эпидемии, от Владимирской-Флорищевской слышались голоса, Владимирская Красногорская отталкивала от себя нарушителей воли Господней. Перед ними сами собой зажигались погашенные свечи, с пустых колоколен храмов, где они находились, раздавался звон, успокаивались бесноватые и вставали на молитву, исцелялись расслабленные и хромые, немые начинали говорить, глухие – слышать.