115 лет назад, в сентябре 1905 года, Омск посетил отец Иоанн Кронштадтский — святой праведник, обладающий силою исцеляющей молитвы, протоиерей, духовный писатель, пользующийся широкой популярностью как великий русский молитвенник, провидец и благотворитель. Всероссийский пастырь провел в городе три дня.
Сын сельского причетника Архангельской епархии, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании курса которой Иоанн поступил священником в кронштадтский Андреевский собор, где и служил вплоть до своей земной кончины. Длительное время он был законоучителем в учебных заведениях Кронштадта. В 1882 г. основал в этом городе «Дом трудолюбия». Напечатал много бесед, проповедей, поучений, слов и т. п. Сегодня канонизирован Русской Православной церковью и почитается как Святой Праведный.
С 8 по 10 сентября 1905 г. по приглашению омской купчихи Д.С. Волковой Иоанн Кронштадтский посетил наш город. Целью визита было освящение места под закладку Георгиевской церкви на территории Богородице-Михаило-Архангельской женской общины (ныне там находится совхоз Ачаирский).
Свой визит он начал с богослужения в Успенском кафедральном соборе. Поезд с о. Иоанном прибыл на станцию 8 (21) сентября с большим опозданием. Нужно было торопиться в Успенский кафедральный собор, где омичи уже несколько часов проводили в томительном ожидании. Поэтому после краткого приветствия от имени епархиального начальства в лице протоиерея кафедрального собора Н. Никольского и эконома архиерейского дома, священника Д. Александрова, Всероссийский пастырь, ограничившись общим благословением всех собравшихся, в архиерейской карете быстро последовал при сопровождении большого кортежа омичей на Соборную площадь.
Кафедральный собор был переполнен. Народу было так много, что видны были только лица, т. к. головы у всех были приподняты, чтобы лучше видеть «дорогого батюшку». Картина была величественная и, по воспоминаниям современников, напоминала «колышимую ветром спеющую ниву». Быстро пройдя в алтарь через восточную дверь и сняв верхнюю рясу, св. прав. Иоанн Кронштадтский быстро прошел к Престолу, преклонил колени, тихо и сосредоточенно помолился, поцеловав св. Евангелие и крест, после чего громко поприветствовал находящееся в алтаре духовенство и мирян.
С каждым из священников о. Иоанн братски расцеловался. После чего попросил месячную минею (церковнослужебный сборник, содержащий службы святым на каждый день года) и сказал: «Пойдемте читать на солее стихиры (богослужебные песнопения, написанные стихотворным размером) и канон (основанный на библейских песнях многострофный жанр православной богослужебной гимнографии, посвящённый прославлению какого-либо праздника или святого) праздника» (напомню, что св. прав. Иоанн Кронштадтский прибыл в праздник Рождества Пресвятой Богородицы). Как только о. Иоанн показался из алтаря (восточной, главной части храма), толпа народа всколыхнулась, подалась вперед и разразилась криками: «Батюшка, дорогой ты наш, благослови нас!».
Всероссийский пастырь в обращении к народу, как всегда порывисто, произнося раздельно каждое слово, громко сказал: «Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Приветствует вас протоиерей Иоанн Кронштадтский!». Прихожане не унимались. Толпа начала все сильнее и сильнее волноваться, сделалось шумно. Кронштадтский старец с минуту стоял молча на солее (возвышении пола перед иконостасом), лицом к народу (видимо, ожидая спокойствия), но шум не утихал. И тогда он взял минею с аналоя (подставки для возложения богослужебных книг или икон) и ушел в алтарь, где прочитал стихиры и канон праздника про себя. Окончив молитву, о. Иоанн быстро, как юноша, встал с колен и произнес: «Теперь я прочту входные молитвы, прочту один!» — и вышел перед Царскими вратами (главными дверями, находящиеся посредине иконостаса) с одним только диаконом Птицыным.
Народ сдержанно следил за сосредоточенной молитвой почтенного старца и ничем не нарушал более тишины. После окончания входной молитвы началось чтение часов, во время которого о. Иоанн облачался. Не надевая ризы, во всем прочем облачении он подошел к жертвеннику, преклонил колена, положил руки и голову на край жертвенника и несколько минут молча молился, затем, поднявшись на ноги, стал вынимать частицы заздравной и заупокойной просфор (маленький круглый хлеб, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, употребляемый в православии для таинства Святого Причастия и для поминания во время богослужения живых и мёртвых).
Духовенство тесно окружило дорогого батюшку, и каждый спешил помянуть своих родных, чтобы об их спасении вынул частицы досточтимый молитвенник земли Русской. Совершаемая литургия прошла при повышенном молитвенном настроении служившего её духовенства и мирян. О том, как служил св. праведный Иоанн Кронштадтский, отметил в своих воспоминаниях священник Н. Александров.
Он писал: «Отец Иоанн обладает в высокой степени даром молитвенного воодушевления и его молитвенное настроение, как электрические волны, незримо, но действенно передается молящимся с ним. Получается сильное впечатление, что о. Иоанн в служении является не точным до буквы исполнителем положенного богослужебным чином, а свободно и вдохновенно творит, не внешне делает только, а живет, священнодействует в высшем смысле этого слова, — и при этом чувствуется, что он находится в постоянной, ни на секунду непрерываемой, тесной связи с молящимися, народом, мирянами и поэтому часто, почти при произношении каждого возгласа, он обращается лицом к народу; идея посредничества, пастырского ходатайства священнослужащего перед Богом «за вся люди», особенно отчетливо выступает в служении о. Иоанна. В обилии употребляемые…при служении литургии (богослужения с причастием) жесты не производят впечатления деланности, заранее рассчитанной, а являются вполне естественным внешним проявлением мыслей и чувств, которые в данный момент переживает совершитель таинства».
После причащения священнослужителей и по открытии Царских врат, Св. праведный Иоанн Кронштадтский вышел на амвон (находящаяся на возвышении перед алтарём площадка в православном храме, используемая для произнесения проповедей) и произнес слово, которое было написано им во время пути в Омск. Слово это богатое мыслями и чувствами, какие вызывает в верующем сердце событие Рождества Пресвятой Богородицы, было написано в высоком стиле святоотеческих творений. После произнесения слова всероссийский старец вышел со Святыми Дарами для причастия.
Желающих причаститься было очень много. По произнесении отпуста (заключительного благословления народа священником или архиереем, произносимое им по окончании богослужения), дав крест для целования молящимся, о. Иоанн ушел в алтарь. Однако народ долго еще не расходился из собора. На соборной площади массы оживленной публики беседовали между собой. Одни с грустью говорили, что плохо видели и слышали «дорогого их сердцу батюшку» и не успели принять его благословение. Другие – делились своей радостью, что им удалось помолиться вместе с о. Иоанном и даже получить благословение. Среди обсуждающих проблемы было много мирян из окрестных сел и даже близлежащих городов.
Поочерёдно служа все три дня Божественную литургию в Успенском кафедральном (8 сентября), Пророко-Ильинском (9 сентября) и Военно-Воскресенском (10 сентября) храмах, великий православный пастырь не только благословлял омичей, но и подавал пример вдохновенного служения Господу Богу омскому духовенству. В Кадетском корпусе, 1-й женской, а также 1-й мужской гимназиях им были отслужены молебны и произнесены поучительные проповеди для воспитанников. В последние два дня своего пребывания в Омске отец Иоанн совершал многочисленные молебны в домах омичей, освятил здание сборного цеха железнодорожных мастерских, встречался с военными и гражданскими властями города, а также представителями духовенства.
Согласно легенде, он предсказал, что наш город крупные бедствия и разрушения обойдут стороной, а Омск будет стоять и процветать до тех пор, «пока курица пешком Иртыш не перейдёт». К тому же отец Иоанн был избран почётным старшим братом Омского епархиального братства и почётным членом Омского общества хоругвеносцев.
С тех пор минуло ровно 115 лет. Не осталось уже в живых людей, которые видели кронштадтского старца и получали у него благословение. Лишь только изредка омским коллекционерам попадают в руки фотоснимки о. Иоанна, сделанные во время пребывания его в Омске московским фотографом А. А. Антиповым.
На единственной омской фотографии, попавшей мне в руки (подлинник хранится в личном архиве москвички М. Ю. Новицкой), мы видим среди окружения отца Иоанна кадета, двух гимназисток, девочку и двух старушек. Лица остальных присутствующих выцвели от времени. Но сила благословения св. праведника, данная нашему городу, не потеряла свою силу. Сбылись слова, сказанные им. Все катаклизмы нашего бурного века не принесли разрушений нашему Омску. Он не пострадал в войнах, шедших в XX веке, и до сих пор остается какбы в стороне от очагов разрушения и кровопролития.
Думается, что в этом есть и молитвенная заслуга святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, который за три дня пребывания здесь молил Всевышнего о даровании различных благ нашему городу и его жителям.
Автор / источник: Александр Лосунов историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири» / Информагентство «ОМСКРЕГИОН».
Главное фото — из личного архива Александра Лосунова.